Мы все друг о друге знаем

Работа с семьей по восстановлению супружеского взаимопонимания и коррекции детско-родительских отношений.
(из книги «Психологическое консультирование и психотерапия семьи: подходы, приемы и техники»)

      Однажды моими клиентами стала классическая российская семья: муж (36 л., инженер), жена (33 г., воспитатель дет.сада), 15-летний сын и 12-летняя дочь. В тот момент они жили в небольшой 2-хкомнатной служебной квартире, выплачивая ипотеку на квартиру в строящемся доме.
      В их семье уже постоянными стали конфликты, связанные с трудностями в воспитании сына-подростка. Поэтому мое первое знакомство с этой семьей началось с общения с весьма инициативной мамой и отстраненным подростком. Но сегодня не об этом.
      Сегодня хочу рассказать о семейной терапии.
   На первой встрече отец демонстрировал отстраненность, безынициативность при обсуждении ситуации, ориентацию на мнение жены: «Она — мать, кто же в этом разбирается лучше нее?». О проблемах с сыном сказал, что «все через это как-то проходят; перерастет и все станет нормально».
      В то время, я уже хорошо владела структурной моделью семейной терапии, поэтому решила поработать именно в этом ключе.
На вопрос супругам, о том, как они общаются, ответ был единогласным: «общаемся мало, все друг о друге знаем; все давно переговорено».
Но оказалось, что общих интересов у них нет, как нет и выраженных личных интересов.
      Свои сексуальные отношения они оценивали как редкие и эмоционально опустошенные. В какой-то мере это объясняется тем, что семья существует в стесненном пространстве – вчетвером в двух небольших смежных комнатах.
      Порядок в квартире в основном поддерживает жена, имеющая четкие представления о том, где у какой вещи должно быть место, и требует этого придерживаться. Иначе, по ее словам, «если будет свалка, то никто ничего не найдет».
      Выяснилось, что муж ранее увлекался масштабным авиамоделированием, но теперь «это баловство» (определение жены) пылится в дальнем углу антресолей.
      В ответе на мой вопрос о личной территории жена описала всю квартиру, сын и дочь отметили наличие спальных мест, тумб и полок в шкафу, а вот муж только неопределенно пожимал плечами.
      То есть «носителем симптома» был никак не «проблемный» сын-подросток, а немногословный и на первый взгляд «безпроблемный» муж.
      С такими исходными данными и была начата семейная терапия.
      Хочу сказать, что Сальвадор Минухин (автор структурной модели) разработал множество специальных приемов и техник. Поэтому психологу всегда есть «из чего выбрать». Но на практике не всегда все получается так, как в учебниках…
      К заданию спланировать и провести «Романтическую встречу» супруги отнеслись скептически — нет никаких идей и лишних финансовых средств. Поэтому работа по воссозданию эмоциональности в отношениях осуществлялась под руководством психолога с помощью таких техник, как «Если бы ты был», «Лабиринт чувственности», «Метафорические задания» и т.п.
      Только после этого супруги согласились обсуждать возможность осуществления «Романтической встречи». Причем первоначальная идея жены заключалась в том, чтобы осуществить такую встречу в их же квартире, уговорив свекровь (живущую в другом городе) пригласить детей пожить у нее. «Уговаривать» свекровь (по словам жены) приходилось потому, что та «уделяла семье сына мало внимания».
      Поэтому я связалась со свекровью и предложила ей подключиться к работе. Женщина выразила заинтересованность и предложила любую свою посильную помощь (т.е. был создан стратегический альянс), в том числе согласилась принять у себя детей.
      Итоговым вариантом стала поездка супругов в профилакторий выходного дня. Этой поездке предшествовала семейная сессия, на которой члены семьи обменялись пожеланиями и надеждами. Супругам было предписано заниматься только собой, обсуждать только свои чувства и переживания, а детям — придумать приятный сюрприз для родителей.
      Супругам удалось привнести романтизм и чувственность в отношения. В качестве сюрприза дети преподнесли родителям старый альбом (хранившийся в доме бабушки) с юношескими фотографиями родителей и их младенческими фото. Сессия закончилась совместными воспоминаниями.
      В рамках следующего задания детям и родителям предписывалось на два выходных дня обменяться ролями и обязанностями. Заранее были спланированы «взрослые» дела (закупить продукты, оплатить коммунальные услуги, постирать и выгладить белье, сделать влажную уборку, приготовить еду и накормить семью, проконтролировать поведение детей) и «детские» дела (помогать родителями, слушать их наставления, выполнять их требования, сделать школьные задания). Любой «выход» из роли «карался» штрафным очком — сушкой, целая связка которых была приготовлена заранее.
      С ролевым обменом семья справилась успешно, хотя каждый принес небольшую связку «штрафных» сушек. Каждый активно делился впечатлениями. Наибольший восторг у сына вызвал тот факт, что мать не смогла справиться с его школьными заданиями по математике и «тайно» прибегла к помощи мужа. А наибольшее возмущение — то, что «дети» далеко не с первого раза реагировали на требования «родителей» выполнить какое-то поручение.
      Новое задание носило строго регламентированный характер. Членам семьи предписывалось сделать «Эмоциональную переборку». Не уборку, а именно переборку: перебирая старые и спрятанные в дальние углы вещи, записывать все возникающие приятные воспоминания и желания. Эмоциональный анализ необходимо было осуществить в парах «отец и сын», «мать и дочь», в супружеской паре и в паре сиблингов.
      Каждой вещи, которая, по чьему-то мнению, могла вызвать приятные воспоминания другого члена семьи, должно быть уделено внимание в процессе обсуждения. В ходе обсуждения запрещались насмешки, колкости и обидные высказывания. Если кто-то выражал желание найти новое место для «любимой» вещи — это желание записывалось, а решение откладывалось до обсуждения на следующей сессии. Следить за выполнением всех этих правил было поручено брату и сестре.
      Это задание было выполнено и так увлекло членов семьи, что заняло два выходных дня и принесло им много приятных воспоминаний.
      Ход клиентской сессии был посвящен обсуждению и анализу полученных впечатлений. Использовались элементы техники «Семейная конференция», где каждый член семьи получил право озвучить собственные желания и конструктивные пожелания другим членам семьи при условии недопущения насмешек и колкостей.
      В качестве значимых результатов данной работы можно отметить следующее: Супругу были выделены стеллажные полки, на которых разместились коробки с авиамоделями (инициатива сына и дочери), на другой полке планировалось разместить значимые для супруги сувениры, ранее располагавшиеся по всей квартире (инициатива мужа и сына). Было принято решение о переделке некоторых предметов одежды (инициатива матери и дочери). Кроме того, в ходе обсуждения возникло спонтанное решение (инициатива жены) о небольшой перестановке мебели, позволяющей каждому члену семьи получить дополнительное суверенное пространство.
      Следует отметить, что сын и дочь, проявлявшие активность в обсуждении, высказали нежелание заниматься уборкой и переустройством квартиры: на протяжении двух дней они энергично все «вываливали», порядком устали и начали высказываться в плане «может не надо», «может потом» и т.п. Стало понятно, что члены семьи нуждаются в дополнительной мотивации.
      Им было предложено два правила:
      1) один день — одно дело;
      2) делаем вдвоем — обсуждаем вместе.
      Мужу было поручено распределить дела по сложности, жене — по срочности, сыну — составить и вести график выполнения, дочери — вести семейный видеоблог.
      На одной из следующих сессий членам семьи было предложено озвучить свои желания-просьбы (обращенные к кому-то одному или нескольким членам семьи). Это право сначала получили супруги-родители, затем дети, затем придумывалось желание в диадах «отец — сын», «мать — дочь» и т.д. В завершение — общее желание для всех. Условие: желания должны быть простыми (разовыми), позитивно сформулированными и реально выполнимыми в конкретные сроки.
      Отметим наиболее значимые в плане семейной терапии желания: сын попросил отца быть его партнером в видеоигре; дочь обратилась к матери за разрешением надеть ее бижутерию, а к отцу — с просьбой помочь разобраться со школьными точными науками; жена к мужу — с просьбой пригласить ее на вечерний киносеанс; муж к жене — с предложением посетить занятие по управлению авиамоделями (куда, впоследствии, семья отправилась в полном составе). Совместное семейное желание было инициировано сыном — совершить семейное путешествие выходного дня, которое впоследствии также было осуществлено.
      Эта семья еще несколько раз приходила на консультацию для решения вопросов по поводу сиблинговой сплоченности и отношений с бабушкой, но основные проблемы в ходе описанной выше работы уже были решены. Они стали более эмоционально близкими, сплоченными, внимательными друг к другу; обрели личное пространство, внимание и поддержку; научились конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы.
      Эта история — пример того, как постепенно, без больших финансовых и материальных затрат семья может двигаться по пути к взаимопониманию и взаимоподдержке. Главное — верно определить причины семейных дисфункций и реальные возможности их коррекции.

Поделиться с друзьями
PsyCards.ru