Омут старых обид.

Коррекция негативизма и обидчивости в пожилом возрасте, формирование конструктивных жизненных смыслов
(из книги «Ассоциативные карты в психотерапии деструктивных проявлений»)

      Практические психологи знают, что когда взрослые дети просят «что-нибудь сделать» с их пожилыми родителями, а то «уже совсем нет сил терпеть их склочный характер», работать надо как раз с ними как носителями запроса. Так начиналось и в этот раз, но в ходе разговора с ними стало ясно, что без встречи с бабушкой, 76-летней Антониной Ивановной, не обойтись.
      А вот бабушка встречаться со мной отказалась наотрез, аргументируя тем, что «она на свете пожила дольше и поэтому знает побольше, чем какие-то там психологи». Поэтому встречи с клиенткой, о которых пойдет речь, были «замаскированы» под визиты новой подруги хозяйки дома.
      И из общения с Антониной Ивановной стало понятно, что основная причина ее поведения – симптомы возрастно-ситуационной депрессии, главным из которых стали идеи о притеснении. К сожалению, доказать пожилому человеку что-либо обратное в этих случаях очень трудно из-за сниженной критичности.
      Бабушка жаловалась на чувство ненужности, одиночество и при этом категорически отказывалась наладить отношения со своей давней подругой – Екатериной Петровной. Эта дружба началась лет тридцать назад, но десять лет назад Антонина Ивановна прекратила с ней всякие контакты, обвинив подругу в непорядочном отношении. Со слов бабушки, «ни стыда, ни совести у нее нет – сколько я для нее сделала, а благодарности так и не дождалась». Речь шла о давних историях «вокруг» дачной жизни. Итогом разговора стала фраза «я на нее очень обиделась и видеть ее не хочу».
      Учитывая возраст клиентки и ее переживание горечи давней обиды, мы решили попробовать поработать с техникой «Омут обид», используя наборы «Persona» и «Ресурсы и Силы» (потенциально пригодные изображения отобранные заранее).
      Предварительно мы продемонстрировали ассоциативные карты в ходе проведения игры с участием членов семьи. Антонина Ивановна в игре участия не принимала, но следила за процессом с явным интересом и впоследствии согласилась «поглядеть, что это за картинки». Когда мы решили, что бабушка «привыкла» к картам, собственно и началась работа с техникой.
      Далее представляем отрывки из бесед с клиенткой.
      В ходе работы карты были выбраны клиенткой осознанно (в открытую).

Я. Психолог (П): Антонина Ивановна, взгляните на эти портреты. Можете выбрать, где вы такая, как сейчас?
Клиентка (К): (долго перебирая) Вот эта похожа.

П: Расскажите об этом образе.
К: Серая, никому не нужная, со сжатыми губами.
П: А что она чувствует?
К: Обиду на людей, для которых она теперь ничего не значит…
П: Антонина Ивановна, давайте поговорим о вашей давней подруге Екатерине.
К: Даже вспоминать не хочу.
П: И все же, я вас прошу! Мне о ней и о вас ваша дочь рассказывала – о том, как вы дружили…
К: Что там вспоминать, было и сплыло…
П: А посмотрите, вдруг у вас получится найти женщину, на нее похожую?
К: (заинтересовавшись) Вот эта, кажется, похожа.

П: А чем именно похожа?
К: Катька – она скрытная, сразу и не поймешь, что на уме…
П: А еще какая?
К: Ну и одинокая тоже. У нее один сын, на севере работал, да там жить и остался. И внука ей привозит раз в два года. Ну, не знаю как сейчас…
П: Скажите, а что, по-вашему, чувствует женщина на портрете?
К: Она грустная какая-то… Ну, да не надо было так с людьми поступать, вот и не была бы грустной.
П: Антонина Ивановна, взгляните на эти изображения. Посмотрите, какие из них могут рассказать о том, что между вами произошло?

      Мы разложили перед клиенткой предварительно отобранные карты набора «Ресурсы и Силы». Антонина Ивановна сначала нехотя, а затем все более заинтересованно перебирала карты и в итоге придвинула к себе три. После чего мы начали обсуждение каждой карты.

П: Скажите, как эта карта (ситуация 1) связана с вашими обидами на Екатерину?

Карта — ситуация 1

К: Так это когда ее внук в мой сад залез яблоки воровать. Мы ж с Катей – почти соседки по участкам… Яблонька молоденькая совсем была, ему мало яблок, так еще и ветки обломал.
П: И как вы поступили?
К: Я крапивой его с участка выгнала, а Катьке высказала все, что думала.
П: А что думали?
К: О ком?
П: О вашей соседке.
К: Что она бессовестная, могла бы внуку объяснить, с каким трудом я эту яблоньку выращивала, как саженец на поезде везла…
П: Антонина Ивановна, а как сейчас вы относитесь к той ситуации?
К: Ну как… яблонька поправилась, на следующий год ветки поднялись.
П: А вы?
К: Ну, и я, наверное, как-то успокоилась. Но я же помню, как он лазил по ней, ветки обламывал!
П: И как вы поступаете, сохраняя эти воспоминания?
К: Никак не поступаю. Помню и все.
П: И чем наполняют вашу жизнь эти воспоминания?
К: (задумавшись) Вот такая она – эта жизнь. Горько вспоминать.
П: Можно сказать, что это придает вашей жизни чувство горечи?
К: Да, можно.
П: Скажите, как вторая карта (ситуация 2) рассказывает о ваших обидах?

Карта — ситуация 2

К: Ну, так это снова про ее внука. У меня от племянников остались вещи хорошие, я и предложила Кате, чтобы она для внука взяла. А она отказалась, сказала, что им ношенного не надо, у него родители есть. Вроде я как для сироты предложила…
П: И как вы поступили?
К: Я очень обиделась тогда… молча встала, забрала вещи и домой пошла.
П: И что думали по этому поводу?
К: Что могла же она у меня вещи взять, чтобы меня не обидеть, а там уж… пусть хоть выбросила бы все.
П: Антонина Ивановна, а как сейчас вы относитесь к той ситуации?
К: (вздыхает) Мне и сейчас очень обидно, я ведь от сердца предлагала.
П: И как вы поступаете, сохраняя эти воспоминания?
К: Даже видеть ее не хочу.
П: И чем наполняют вашу жизнь эти воспоминания?
К: Злостью и обидой.
П: Скажите, а о чем рассказывает третья карта (ситуация 3)?

Карта — ситуация 3

К: А вот третья – это уже про то, как я с Катей последний раз чаю попила. Как-то, уже после всего, что я раньше рассказывала, она пришла чаю выпить, варенье малиновое принесла. Ну, я достала чашки попроще, а Катя мне и говорит – у тебя вон какие красивые в буфе стоят, давай из них попьем. А эти чашки мне дочь с зятем на день рождения подарили, я их очень берегла… Вот я ей и ответила, что я эти чашки берегу для праздника.
П: А что Катя ответила?
К: А она и говорит: «Ты вот будешь все для праздников беречь, а может так получиться, что праздник этот у тебя будет раз в году или и того реже». Ну, я и рассердилась на эти ее слова.
П: И как вы поступили?
К: Я сказала, что хочешь – пей из простых, а если не хочешь – скатертью дорога.
П: И как дальше?
К: Она взяла ту, что я перед ней поставила, но разговор дальше уже как-то не клеился… посидели немного и разошлись.
П: Антонина Ивановна, а как сейчас вы относитесь к той ситуации?
К: (вздыхает) Чашки очень красивые были… Когда ремонт делали, зять коробку уронил, разбились они… только одна осталась. Как вижу ее – и зятя с кривыми руками, и Катины слова вспоминаю…
П: И как вы поступаете, сохраняя эти воспоминания?
К: Да как мне поступать? Сижу, на чашку смотрю да и только.
П: И что появляется в вашей жизни?
К: Ничего не появляется… ничего хорошего… тоска какая-то.
П: Антонина Ивановна, знаете, старые обиды похожи на глубокий омут – чем больше в него вглядываешься, тем больше он к себе притягивает. Давайте попробуем добавить света в этот омут! Может быть это поможет увидеть что-то такое, чего мы раньше не замечали. Посмотрите на эти карты (набор «Habitat» ), попробуйте найти что-то доброе, сердечное, что могло бы помочь вам по-другому взглянуть на ситуацию.

      Клиентка выбрала по одной карте для каждой ситуации, после чего мы приступили к обсуждению.

П: Скажите, что за карту вы выбрали (карта – ресурс 1)?

Карта — ситуация 1

Карта — ресурс 1

К: Это – про Катиного внука. Он мальчишка-то неплохой, просто скучно ему было на даче, вот он и искал для себя развлечения…
П: Антонина Ивановна, а какой сердечностью это вас наполняет?
К: Ну, у меня теперь и свои внуки есть – теперь и я понимаю, как трудно с ними сладить.
П: Можно ли сказать, что эта карта добавляет вам понимания?
К: Да, пусть так будет.
П: А эта карта о чем (карта – ресурс 2)?

Карта — ситуация 2

Карта — ресурс 2

К: И эта про ее внука. Я потом узнала от других знакомых, что там, в их семье, невестка свои порядки устраивала – что кому носить, где вещи покупать…
П: Антонина Ивановна, а как это про доброту и сердечность?
К: (после паузы) Ну, это их жизнь – пусть живут, как хотят.
П: А как это про вашу подругу Катю?
К: Катю жалко, потому что невестка не очень-то ее радует возможностью внука увидеть… Может, потому Катя тогда и сказала, что пусть его родители решают… про одежду.
П: Можно ли сказать, что это добавляет вам сострадания?
К: Да.
П: И у нас есть еще и третья карта. (карта – ресурс 3), о чем она?

Карта — ситуация 3

Карта — ресурс 3

К: Ну, эта – про нас с Катей…
П: Расскажите подробнее.
К: (вздыхая) Катя-то права оказалась, я из тех нарядных чашек так больше чаю и не попила. Хотя… они не сразу разбились, еще лет пять в буфете стояли… Но то настроения праздничного не было, то просто забывала о них.
П: И с какими чувствами связана эта карта?
К: Да вот, после наших разговоров снова захотелось увидеться с ней, узнать, как у нее дела, как сын, как здоровье. Внук ее уже наверное институт закончил, может, и женился уже…
П: А какие чувства вас при этом наполняют?
К: Не знаю, как это назвать… что-то доброе внутри шевельнулось…
П: Можно сказать, что желание увидеться с подругой наполняет вас добротой?
К: Да, наверное, так.

      После обсуждения мы предложили клиентке разместить получившуюся комбинацию согласно схеме (см. технику «Омут обид» в книге «Ассоциативные карты в психотерапии деструктивных проявлений»).

П: Антонина Ивановна, как думаете, как эта ситуация видится глазами вашей подруги?
К: Не знаю… Может, она расстроилась, что все так получилось.
П: Скажите, а какие присущие вам понимание, сострадание, доброту и мудрость, которую вы не проявили тогда, можете проявить сейчас?
К: Ну, если бы я ее случайно встретила, я бы, конечно, поговорила бы с ней, расспросила… Но сама я ей звонить не буду!
П: А как бы это оценил человек, видящий вас впервые?
К: (после паузы) Наверное, как упрямую бабку.
П: И как вам это с учетом того, что чувствуете вы себя серой, никому не нужной, со сжатыми губами (обращаем ее внимание на карту-образ)?
К: Ну, может, с днем рождения поздравила бы…
П: Знаете, есть такое выражение «иди с миром». Давайте вытащим вашу Катю из омута обид и останемся с миром в душе.
К: Да я уже и не обижаюсь… когда это было… (вздыхает)
П: Скажите, что через столько лет взаимного молчания вы можете пожелать своей подруге?
К: Я бы сказала: «Катя, помни, какими мы были молодыми, помни дни нашей молодости – они золотые»…
П: Что сейчас чувствуете?
К: Как-то легче стало.
П: И мне – рядом с вами. Спасибо вам за жизненную мудрость и душевное тепло. Как теперь относитесь к подруге?
К: Ой, я ж понимаю, что ей одной несладко живется…
П: Что хочется сделать?
К: Поговорить хочется, но не знаю, что придумать…
П: А если просто позвонить и расспросить? Ваша подруга ведь не знает, с какой добротой вы вспоминаете годы вашей дружбы.
К: Может, вы и правы. Я подумаю.

      Стоит сказать, что Антонина Ивановна встретилась с подругой на выставке цветов, организованной в их дачном обществе. Неизвестно, была ли эта встреча случайной или хорошо подготовленной, но старые подруги снова начали общаться. А семья Антонины Ивановны вздохнула с облегчением, когда бабушка снова начала выходить из дома и наведываться на свой дачный участок.
      Хочется обратить внимание на то, что, работая с пожилыми клиентами, желательно использовать простые, конкретные вопросы и карты с реалистичными и понятными им изображениями. Это сделает работу более эффективной и позволит избежать непонимания (и связанного с ним противодействия).

Поделиться с друзьями
PsyCards.ru