Тотальная забота

(Терапия созависимых отношений, коррекция личностных границ)

      Клиентка: Анна (имя изменено), 30 лет, муж на 7 лет старше, в прошлом известный в городе спортсмен. У Анны медицинское образование массажиста. С будущим мужем познакомилась, когда тот проходил лечение в мед.центре, где она работала.
      После замужества клиентка оставила работу, занимается воспитанием детей (дочь 10 лет, сын 1,5 года). Первые годы совместной жизни описывает как счастливые. Муж полностью обеспечивал ее и детей, семья переехала в новую квартиру, делал дорогие подарки, они часто проводили время в компании его друзей.
      В момент замужества он впервые высказал Анне условие разорвать контакты с подругами и коллегами. Открытых скандалов в семье не было, но со временем условий в жизни клиентки становилось все больше, а контроль стал более жестким.
      Уже несколько лет Анна живет с ощущением контроля и отслеживания контактов (соц.сети и телефон), муж запрещает без особых оснований общаться с подругами и родственниками, начал контролировать ее финансовые расходы.
      Самые болезненные переживания у нее связаны с психологическим насилием – у мужа прогрессирует привычка язвительно или пренебрежительно комментировать ее поведение, проф. несостоятельность, внешность и личностные качества.
      После рождения дочери женщина проходила курс лечения по гинекологии, что стало новым поводом для язвительности мужа. В сексуальном плане муж перестал интересоваться ее желаниями и ощущениями, а в возникающих проблемах начал обвинять исключительно Анну. Клиентка описывает случаи сексуального насилия.
      Четыре года назад он впервые унизил ее публично, теперь это повторяется регулярно.
      После первого случая открытого психологического насилия он несколько дней переживал, объяснял профессиональными неудачами, жаловался, что его не ценит спортивное руководство. После этого его язвительность немного уменьшилась.
      «Нормальными» отношения продержались 2 месяца, после чего последовал новый срыв, потом еще и еще. В последующих срывах муж все чаще обвинял саму Анну. Однажды сказал «захочешь развестись – останешься без детей и без трусов».
      В связи с COVID-пандемией у супругов сократился круг общения, и муж начал устраивать «воспитательные беседы», во время которых скрупулезно и методично указывает Анне на ее «неполноценность».
      В моменты, когда доводил ее до слез, начинал извиниться, объяснить это желанием чтобы она «личностно росла вместе с ним», но через 1-2 недели ситуация повторилась. Теперь ее слезы муж воспринимает как еще одно доказательство ее «ущербности».
      Со стороны родителей Анна получает только критику.
      Клиентка начала находить в своей личности все больше подтверждений словам мужа. Говорит о желании соответствовать его требованиям, но не знает как, боится плакать в его присутствии. Чувствует сильное беспокойство в преддверии очередной «беседы». У нее начались проблемы со здоровьем, снижение сексуального влечения, связанное со страхом насилия. Рождение сына она считает оправданием за многолетние упреки в неспособности родить.
      Считает мужа заботливым по отношению к семье и детям. Выражает уверенность, что любовь мужа к сыну сделает его добрее и к ней.

      На первом этапе предлагаю Анне выбрать из набора «Дом» карту-образ и карточку-фразу, ассоциирующиеся с ее состоянием:

К: это отражает то, как я чувствую себя обычно и что слышу от мужа в свой адрес. Состояние шаткое, дом неустойчивый, сам себя поддерживает как может. Но он хрустит-скрипит, а держится. Он как бы балансирует в зависимости от направления ветра. Но там есть где спрятаться. А еще в доме есть несколько выходов и есть даже лестница, чтобы убежать, если вдруг что-то произойдет.

П: А что может произойти?
К: (задумавшись) если муж снова захочет меня связать во время секса – я выдержу. Я гибкая… А вот если ему снова захочется поговорить о том, какое я ничтожество, тут сложнее…

      Клиентка перебирает карты и выкладывает еще одну и к ней две карточки-фразы:

К: так я чувствую себя во время «воспитательных бесед». Ощущение, что его фразы – это колючий ветер, пучок острых игл. Он пронизывает до самых костей, разрушает стены, выдирает куски. Очень больно и страшно… Но вокруг-то все благополучно – травка зеленая.
П: а как вы реагируете на эти уколы?
К: терплю, сцепив зубы… чтобы выдержать, чтобы не расплакаться. Потому что мои слезы для него – особое удовольствие…
П: чего больше всего хочется в этот момент?
К: поставить перед собой стальную плиту, чтобы эти иглы не смогли ее пробить. Тогда я смогу чувствовать себя спокойнее.
П: Анна, а когда вы почувствуете себя спокойнее, какими тогда будут ваши желания или потребности?
К: мне очень нужно поверить, что я не ничтожество, что я что-то собой представляю, что-то могу, на что-то способна…
П: а в эти моменты острых уколов что вы чувствуете по отношению к мужу?
К: захотелось, чтобы он хоть раз почувствовал такие же болезненные уколы, какие чувствую я… Чтобы его разнесло на мелкие щепки…Он же урод моральный! Я его ненавижу!
Ой, что я говорю (на ее лице возникает испуганное выражение). Сейчас постараюсь успокоиться.

      Кратко знакомлю Анну с базовыми параметрами психологической суверенности (телесность, территория, личные вещи, привычки, контакты, жизненные ценности) и она подтверждает депривацию телесности, социальных контактов и личностного достоинства.
      Т.к. клиентка уже описала и актуальный образ и образ – депривации, дальше работаем над восстановлением суверенности психологических границ.
      На следующем этапе работаем над формированием личностной суверенности.
      Переходим к обсуждению возможных изменений.
      Предлагаю клиентке выбрать образ, ассоциирующийся с ощущением достоинства и самодостаточности.
      Она выбирает карту 3.

К: Этот дом, хоть и небольшой, но крепкий. Погода может быть разная, но он тихий, спокойный. Комфортно себя чувствует в любое время года.
П: а что поможет дому, раздираемому ветром, стать спокойным?
К: (показывает на карту 1) сначала нужно укрепить стены, починить и вымыть окна и зажечь свет в каком-то из окон (после паузы) и убрать лестницу, потому что лестница – она как сигнал того, что придется спасаться бегством.
П: и как вы себя чувствуете в новом доме?
К: более достойно…

П: а в чем проявляется достоинство и самодостаточность?
К: он устойчивый, он расположен на ровной плоскости и у него есть свой собственный фундамент, чувствует себя более уверенно. Открыто смотрит своими окнами. Сам решает – в каких зажечь свет, а в каких нет. Хоть вокруг нет ограды, но это не создает дискомфорт. Наоборот, там есть столики, чтобы выйти и посидеть перед домом и велосипед – можно путешествовать.
П: а какая фраза-установка больше всего подходит к этому образу?

Клиентка выбирает установку:

П: а как это про вас – открыто смотреть, зажечь в окнах свет..?
К: сейчас я почувствовала в себе какую-то силу, чтобы не прятать глаза… Чтобы не зависеть от его мнения.
Зажечь свет – это ощутить интерес к самой себе…
После паузы продолжает:
К: я подумала, что капли дождя – это слезы. Дом может чувствовать, как они текут. Плакать можно, это естественно, как дождь за окном…

Т.е. ее истинной потребностью является не многократно заявляемое спокойствие, а уверенность, независимость и возможность проявлять аутентичные эмоции.

      Поэтому на следующей сессии было решено поработать с истинными и мнимыми потребностями.
      Т.к. актуальный образ-состояние был определен ранее (карта 1), мы сразу переходим к обсуждению ролевых потребностей.
П: Анна, взгляните на карту, отражающую ваше обычное состояние (карта 1).
Давайте представим, что в нем есть обитатели.

      Предлагаю Анне не глядя взять три карты из набора «Nonimals» (карты 4, 5, 6).

П: подумайте, какие роли исполняет каждый из обитателей этого дома и какие потребности связаны с этими ролями.

К: это (карта 4) испуганный цыпленок, ожидающий очередных замечаний и ехидных уколов. Его главная потребность – быть осторожным, уметь балансировать и внимательно за всем следить, чтобы не спровоцировать неприятную ситуацию. Ручки-крылышки у него слабенькие, они ему не помогут ни улететь, ни защититься, поэтому он передвигается на цыпочках, чтобы быть менее заметным
П: а если выбрать самую важную его потребность, то это…? 
К: ему все время нужно быть на чеку, постоянно дежурить
 
К: это (карта 5) черепаха с толстенным панцирем. Она тоже внимательная, спокойная и готовая ко всему. У панциря «лунная поверхность» со следами метеоритных ударов. Она очень опытная и спокойная. Главная потребность – уметь выдержать очередной удар

К: это (карта 6) какой-то зубастый инфантильный эмбрион… Он так открывает свой рот, будто бы хочет вывернуть внутренности наружу… Неприятно на него смотреть… Ощущение, что он пожирает сам себя… Его потребность – самопожирание
П: а в связи с чем это для него так важно? 
К: ну, он же эмбрион, ему нужно развиваться, а для этого ему нужно чем-то питаться… 
 
Т.о. ложные потребности клиентки:
— быть на чеку
— уметь выдерживать удары
— заниматься самопожиранием 
  
П: скажите, Анна, если эти персонажи продолжат и далее реализовывать эти потребности, к чему это приведет? 
К: цыпленок просто упадет в обморок от напряжения, когда силы закончатся. Черепаха перестанет вообще что-либо чувствовать, или панцирь ее придавит своей тяжестью. А эмбрион сам себя сожрет
П: и как вам такое? 
К: ужасно… От эмбриона вообще мороз по коже, аж до рвоты… 
     
      Т.о. все выявленные ложные потребности несут трагическую развязку.
      Поэтому дальнейшая работа – выработка стратегий реализации клиенткой своих истинных потребностей.
Поделиться с друзьями
PsyCards.ru