Мотивация и прокрастинация

(Анализ неосознаваемых причин мотивации и демотивации)

      В основе этой истории – алгоритм работы с моей авторской техникой «МОТИВАТОРЫ И ДЕМОТИВАТОРЫ».
      Изначально, работа с ней предполагала использование архетипических образов. Поэтому в клиентской истории им уделяется определенное внимание.
      В случае использования ассоциативных карт алгоритм работы с техникой следующий:     
      Мы предлагаем клиенту (в контексте достижения какой-либо цели или выполнения конкретной деятельности) выбрать изображения тех персонажей, которых ему хотелось бы видеть в качестве:
1) своих помощников, сподвижников, побудителей;
2) независимых созерцателей осуществляемой деятельности;
3) персон, противостоящих реализации намеченной цели или тем или иным способом тормозящих движение к ней.

      Далее совместно с клиентом проводится следующая работа:
— осуществляется анализ чувств и мыслей клиента, связанных с выбранными персонажами;
— определяется «вклад» каждого персонажа в процесс реализации цели (осуществления деятельности);
— анализируется отношение клиента к данным персонажам;
— выясняются последствия для клиента (возможные приобретения и потери) от «сосуществования» с данными персонажами.

      А теперь сама история:
      Александр, 30 лет, менеджер транспортной компании обратился по поводу сильного беспокойства, бессонницы, снижения жизненной энергии.
      По его словам, причиной такого состояния стала ситуация, сложившаяся на работе, связанная с необходимостью составления сложных логистических планов и графиков. Эта работа отнимает у него очень много времени, требует напряженного вынимания и сосредоточенности; но все затрачиваемые усилия не приводят к качественному результату. В связи с этим у клиента все чаще и чаще возникают мысли о своей несостоятельности в качестве профессионала.
      Александру было предложено выбрать и проанализировать карты-портреты, ассоциирующиеся у него с побудителями, созерцателями и демотиваторами (прокрастинаторами) выполняемой деятельности.
      Работали с картами набора «PERSONA».
      Клиент выбрал следующие карты:

Карты-образы, ассоциирующиеся с мотивацией деятельности:

Карта-образ стороннего созерцателя:

Карта-образ демотиватора:

      Ниже приведу выдержки из беседы с клиентом.
П (психолог): Расскажите, пожалуйста, о выбранных вами картах.
С какой хотите начать?
К (клиент): Начну по порядку. Вот эти два человека (мотиваторы) — это что-то такое во мне самом… Один из них с каким-то язвительным, едким выражением лица… поглядывает на все как-то с недоверием, искоса… Будто бы сомневается в моих способностях. И мне, естественно, хочется доказать ему, что я смогу справиться со своей работой.
П: Как по-вашему, чем вызваны подобные сомнения?
К: Ну, он как бы спрашивает – интересно, как у тебя получится на этот раз? Ты справишься? А вдруг ошибешься?
П: Этот образ выступает именно в роли побудителя деятельности? Как именно он вас мотивирует к выполнению работы?
К: Да, это как соревнование с самим собой: смогу – не смогу. Иногда хочется доказать самому себе, что способен на то, чего от меня не ждут… Тем более, что у меня есть очень хороший помощник – другая часть меня. Вот этот парень справа (показывает на выбранную карту).
П: Расскажите о нем подробнее?
К: О, это моя уверенность в себе. Я же раньше хорошо справлялся с подобной работой, знаю как ее делать… Этот парень смотрит спокойно на того, который слева… слегка улыбается…
П: Как по-вашему, с какими словами он может обратиться к недоверчивому персонажу?
К: (задумавшись) …наверное, со словами «не дождешься!» (улыбается). Он уверен, что если делать работу толково, учитывать все нюансы, постараться предусмотреть возможные форс-мажорные ситуации, у меня все получится.
П: Скажите, если сравнивать его со сказочными, мифологическими персонажами – на кого он, по-вашему, похож?
К: Он похож на одного из героев трилогии «Властелин колец» – Арагорна. Он выглядит как спокойный, задумчивый следопыт, знающий что-то такое, что неизвестно другим…. Но, если надо, способен с оружием в руках встать на пути врагов и отстоять свой народ…

      Комментарий: переводя интерпретацию в архетипическое русло, в качестве мотиваторов деятельности клиента выступают архетипы Шута (Трикстера), как потребность в удовольствии, и Героя, как потребность в самосовершенствовании.

      Далее переходим к анализу созерцателей и демотиваторов значимой для Александра деятельности.
П: О каком из персонажей вы хотите рассказать далее?
К: (выбирает карту-образ созерцателя) Давайте поговорим об этом.
П: Расскажите, какие мысли и чувства связаны у вас с ним?
К: (после долгого молчания) …когда я выбирал карту с образом созерцателя, мне хотелось выбрать изображение самого равнодушного человека… А сейчас я понимаю, что женщина на карте очень похожа на мою жену…
П: А как образ жены связан для вас с выполнением вашей работы?
К: Да так и связан, что ее моя работа совсем не интересует… Наверное, как и я сам… Я ведь много раз пытался рассказать ей о том, как у меня обстоят дела на работе…
П: И как…?
К: Так и не рассказал. Как-то неловко перед женщиной расслабляться… Моя работа – это возможность содержать семью.
П: А ваша жена как к этому относится?
К: Муж должен содержать семью – это ее постоянная фраза… (пауза)
П: Смотрите: вы сказали «работа – это возможность содержать семью», а по словам вашей жены – «муж должен содержать семью». Какой смысл для вас более значим?
К: (вздыхая) конечно должен. Иначе, какой же я муж…
П: Давайте обсудим образ, снижающий вашу мотивацию.
К: (переводит взгляд на образ демотиватора). Это – какой-то неустроенный человек, который, что бы он не сделал, не найдет доброго отклика… Он понимает, что, по большому счету, всем вокруг наплевать на то, что он делает, что он чувствует, чего хочет…
П: А чего он хочет на самом деле?
К: Я не знаю… Но теперь он стал мне понятнее… Даже кажется более симпатичным чем в начале. Наверное, он хочет, чтобы другие учитывали его интересы и возможности…

      Комментарий: Следовательно, и в качестве созерцателя и в качестве демотиватора деятельности Александра выступает архетип Любовника, как потребность во взаимопонимании, близости и принадлежности.

      Продолжаем анализировать образы.
П: Скажите, «другие», это в первую очередь кто?
К: …наверное, это как раз и есть моя жена…, мои родные. Получается, что они очень хорошо знают, что я должен, но не знают, каково это…
П: Что вы чувствуете сейчас?
К: Досаду… тяжесть какую-то…
П: Скажите, а если, по отношению к вашей работе, заменить слово «должен» на такое, которое вызывает более позитивные чувства – каким бы могло быть это слово?
К: (после долгой паузы) наверное – способен… способен сделать это.
П: Пожалуйста, повторите фразы: «Я способен выполнить свою работу. Я способен содержать свою семью».
Клиент повторяет.
П: Что чувствуете сейчас?
К: Ну… досада точно ушла. А тяжесть – она как-то изменилась… сейчас больше думаю о сложности предстоящей работы. Но это уже и не тяжесть, это осознание того, что нужно сосредоточиться и делать свое дело.
П: Как чувствуете себя сейчас?
К: Все понемногу стало проясняться… но я понимаю, что это не так просто – отказаться от того, с чем жил долгое время. Над этим надо еще подумать.

      Таким образом, ситуация со срочной и сложной работой (активирующее событие) и имеющееся у клиента устойчивое иррациональное убеждение «долженствования», привело к негативным эмоциональным и поведенческим эффектам. Использование ассоциативных карт позволило провести рационально-эмотивную терапию в более короткий срок.
      Очевидно, что одной беседы для перевода иррационального суждения в рациональное недостаточно. Для этого потребуется дальнейшая работа.
      Кроме того, очевидно, что за ситуацией с невозможностью выполнить значимую деятельность стоят сложности супружеских и семейных отношений, проработка которых также очевидна.
      Но это уже другая история…

Поделиться с друзьями
PsyCards.ru