Встреча с экзистенциальным кризисом

Формирование ресурсного состояния, коррекция деструктивных установок.
(из книги «Ассоциативные карты в психотерапии деструктивных проявлений»)

      Клиент – тот самый Олег (см. историю «О бдительном пограничнике») пришел и, как и в прошлый раз, взял инициативу в свои руки. И снова попросил поработать «до конкретного результата», пока он «не поймет – почему?!».
      – Почему что?
      – Почему так!?
      Был большой соблазн продолжить диалог вопросом «Как именно – так?». Но было известно, что клиент – человек, обладающий аналитическим мышлением, и если он формулирует свой запрос в такой форме, значит, сам столкнулся с неспособностью выразиться яснее.
      Ему было предложено взять (не глядя) несколько карт набора «Allegories», чтобы попытаться с их помощью конкретизировать то, с чем он пришел. Олег взял пять карт, долго их рассматривал и менял местами, а затем дал такую интерпретацию:

Карта 1

      Хочу понять, почему, имея более чем достаточно в профессиональном и материальном плане, я чувствую себя пережеванным и выплюнутым на обочину.
      Причем это не обочина жизни… Я точно не бомж. Но есть ощущение, что я нахожусь в каких-то зарослях… Вот-вот (указывает на старика), я как бы связан по рукам и ногам, отползти даже никуда не могу… Я на привязи и это – самое ужасное.

Карта 2

      А с другой стороны… Я понимаю, что в своих поисках непонятно чего я непонятно куда лезу…
      По сути (с грустной улыбкой) что хорошего – витать в облаках… (пауза) И с чего я взял, что у меня получится витать.
      Может там вообще пустота. И когда я туда доберусь – свалюсь в ситуацию похуже, чем у этого старика.

Карта 3

      (после долгой паузы) Я хотел начать с этой карты. Когда ее увидел – сначала показалось, что в ней вопрос «почему так!?» Но нет. Ее место здесь. Ее и следующей (указывает на четвертую).
      На этой карте – мой страх. Я сейчас понял, что лежать в водорослях, это еще не боль. Непонимание и неощущение себя – это страшнее!

Карта 4

      Я что-то собой представляю, но… (пауза) вот именно – представляю. Но не являюсь! Вот в этом и катастрофа.

Карта 5

      А это – итог. Катастрофа смысла и страх пустоты. (после некоторых раздумий) Знаете, у Марса есть два спутника – Фобос и Деймос. Вот эти товарищи – мои Фобос и Деймос. Он – Страх, она – Катастрофа. А за ними разруха и хаос… (на лице скорбная улыбка)

      В сравнении с предыдущей встречей, в его высказываниях стало меньше долженствования. Он начал говорить о своих чувствах, и это уже было прогрессом. Зато в этот раз его пессимизм зашкаливал. Место «должен» заняли «Страх» и «Катастрофа».
      Стало понятно, что клиент пришел с ситуацией экзистенциального кризиса, а это – не на одну или две сессии. Но он находился в кабинете и чувствовал себя не лучшим образом. Поэтому было принято решение начать с эмоциональной регуляции, а точнее с техники «Инвентаризация».
      Клиенту было предложено провести инвентаризацию имеющихся ресурсных состояний (с помощью набора «КАК») , и после длительных раздумий Олег сумел определить значимые для него категории.
      Очень интересным стали названия и наполненность некоторых категорий. Например, клиент обозначил такие группы, как «ресурсы для понимания смысла» и «ресурсы для самоощущения». Неудивительно, что по этим категориям «выявилась большая недостача».
      После поиска недостающих ресурсов картина стала следующей:

Ресурсы, необходимые клиенту для понимания смысла:

Карта — ресурс 1

Моя увлеченность историей и способность понимать, что за смыслом одной человеческой жизни стоит смысл культуры и цивилизации.

Карта — ресурс 2

Моя любовь разложить все по полочкам. Как в прямом, так и в переносном смысле. Когда есть структура – легче понять смысл происходящего. .

Карта — ресурс 3

Снова лестница! Но здесь другой смысл. Это – моя способность докапываться до сути. Разбираться, что я после себя оставляю… Теперь (глядя на вторую карту) мне кажется, что я хорошо подумаю, прежде чем делать какие-то шаги…

Ресурсы, необходимые клиенту для понимания смысла:

Карта — ресурс 4

Моя способность быть разным, оставаясь самим собой. Да, я такой, какой есть. Не очень удобный для себя и окружающих. Но я сам решаю, какую маску могу надеть.

Карта — ресурс 5

Я умею определить то, что мне больше всего подходит. И когда определяю – чувствую себя прекрасно.

Карта — ресурс 6

Моя способность разбираться в своем состоянии и менять стратегии поведения.

Карта — ресурс 7

Это мои экстремальные эксперименты. Я для остроты ощущений пробовал и горные лыжи, и альпинизм, и прыжки с парашютом. Очень бодрит.

      Ощущая ресурсное состояние, клиент согласился «вернуться к товарищам Страху и Катастрофе».
      Далее привожу отрывки диалога.

Я. Психолог (П): Олег, а с чем конкретно связано ощущение катастрофы смысла?
Клиент (К): Понимаете, катастрофа – она и есть катастрофа. Она – в глобальности. Это не зависит ни от моей работы, ни от личной жизни… Какие-то успехи есть, но это такие мелочи по сравнению с жизненным смыслом вообще…
П: А как вы определяете, что в вашей жизни – мелочь, а что – нет?
К: Знаете, все очень просто. Я уже давно сделал выводы по поводу многого в своей жизни.
П: Можете рассказать конкретнее или привести примеры?
К: Ну… так сложно…

      В рационально-эмотивной терапии А. Эллиса выделяются четыре группы деструктивных (иррациональных) установок, вызывающих переживание фрустрации. Одна из них – катастрофизация. Это убеждение в том, что существуют катастрофические события, оцениваемые вне любой системы отсчета. В проективном подходе такое мироощущение получило название «проекция Кассандры». Оно ведет к чрезмерному преувеличению негативных последствий, пессимизму и утрате веры в возможность избежать краха и достичь гармонии с миром. Эффективный путь коррекции – работа по выявлению и изменению деструктивных установок на более рациональные и конструктивные, подчеркивающие личную активность и способности клиента к изменениям.

П: У меня есть интересный набор карт. Ничего лишнего, только конкретика. Они и называются «Пиктограммы» – универсальные изображения. Давайте попробуем проанализировать ваши жизненные выводы с их помощью.

      Предлагаем Олегу рассмотреть карты-пиктограммы из набора «ПСИ-кейс». Он разглядывает их с интересом и соглашается продолжить работу.

П: После того, как вы их рассмотрели, переверните, смешайте и, не глядя, возьмите 5–7 карт. Каждая несет свою «инструкцию» – некое предписание, предупреждение, ограничение или что-то еще. По очереди открывайте карты и озвучьте ту инструкцию, которая первой приходит в голову.

Клиент берет карты и озвучивает «свои» инструкции:

Карта — установка 1

Времени почти нет

Карта — установка 2

Вместе мы – сила!

Карта — установка 3

Я все вижу!

Карта — установка 4

Верить ощущениям наивно
и опасно

Карта — установка 5

Бесплатный сыр в мышеловке

Карта — установка 6

Отыщи самый короткий путь!

      Часть из них не вызывала негативных у клиента эмоций, поэтому представляем вашему вниманию только те, которые усиливали его фрустрирующие переживания (установки 1, 4 и 5).

П: Скажите, с чем связана такая инструкция к первой карте-установке?
К: Это мое отношение к времени и к тому, что нужно успеть сделать. Времени всегда не хватает…
П: Какие чувства это вызывает?
П: Что-то будоражит, подгоняет… Давай, давай, делай то, другое, третье…
П: Кто именно говорит вам эти слова?
К: (пауза) Я понимаю, что это от родителей. Они хотели как лучше (улыбается) и меня так воспитали. Отец говорил: о человеке судят не по словам, а по делам. Делу – время! А времени мало…
П: И все же, что чувствуете, думая об этом?
К: Усталость и неуверенность – а стоит ли оно того, чтобы вообще этим заниматься?
П: А как бы хотелось чувствовать себя?
К: Уверенно и спокойно.
П: Олег, давайте обратимся за помощью к вашим ресурсам. Что поможет изменить эту установку на такую, которая поможет обрести уверенность и спокойствие?
К: Ну, наверное, вот эти (показывает на карты-ресурсы 2 и 5). Когда понимаю структуру задачи, могу правильно распределить и время. Это придает уверенности. И я действительно умею определять то, что мне подходит. Что – мое, а что – не мое. Это помогает отсеивать заведомо опасные проекты.
П: Давайте попробуем с помощью этих ваших способностей перефразировать первую инструкцию таким образом, чтобы осознание значимости времени придавало вам уверенности и спокойствия. Какой она может стать?
К: (после нескольких попыток) Я умею планировать свое время.

Карта — установка 1

Я умею планировать
свое время

П: Что теперь чувствуете?
К: Ну, легче немного стало…
П: Давайте перейдем к следующей инструкции (карта-установка 4). На чем основана, с чем связана?
К: А что, я не прав?! Когда ты чувствуешь удовольствие от купания в море, это еще не гарантия, что какая-нибудь акула есть не захочет. (усмехается) Эта карта – снова о моей работе.
П: Ваши чувства?
К: Горечь… Нет, скорее, досада и недоверие ситуации.
П: Как это связано с вашим личным опытом?
К: Долго рассказывать. Вот поэтому я теперь очень осторожно подхожу к новым проектам. (пауза) Вспомнил поговорку: обжегшись на молоке, дуешь на воду…
П: Этот ресурс уже помогает вам. Рассмотрим какие-то еще?
К: Вот эти (показывает на карты-ресурсы 6 и 7). Причем я понимаю, что они какие-то взаимоисключающие… Но они мне нравятся. И вместо досады появился какой-то кураж. Еще неизвестно, кто кого переиграет… (улыбается)
П: Как сможете перефразировать инструкцию?
К: Ну, наверное… Поживем – увидим, или… Еще не вечер… (задумавшись) Но, как-то это не совсем то…
П: Олег, добавьте в новую инструкцию себя, свое «Я», свою активность, способности и возможности: я могу, я способен. Как это может звучать?
К: (паузы) Я умею оценивать… понимать риски…. Я умею оценивать риски и принимать ответственные решения. Вот так.

Карта — установка 4

Я умею оценивать риски
и принимать ответственные решения

П: А что на этой карте (карта-установка 5)? Вот такая установка… И как вам это?
К: Да, такое убеждение вылезает как раз в близких отношениях. Мы с вами говорили об этом на прошлой встрече, что это вариант установки «не доверяй». Хоть это и грустно, это трудно менять…
П: А что хотите чувствовать в таких ситуациях?
К: Вы знаете, мелькнуло слово «надежда». (грустно улыбается) Сколько раз уже обжигался. И снова почувствовал, что хочу надеяться…
П: Надеяться на что?
К: Что у меня получится просто начать. Поверить в искренность человека, который может стать близким для меня. А я – для него.
П: У вас для этого имеется целый арсенал ресурсов. Что поможет?
К: Может эти (указывает на карты-ресурсы 4 и 6) – разбираться в своем состоянии и оставаться самим собой.
П: Вы уже умеете изменять свои жизненные инструкции. Попробуйте поменять и третью так, чтобы почувствовать надежду на искренние отношения. А может быть и что-то еще, что поможет созданию таких отношений.
К: Я готов попробовать… поверить… Я хочу встретить… Я хочу встретить искренность.
П: Что чувствуете?
К: Не знаю… стало тепло и приятно в груди.

Карта — установка 5

Я хочу встретить искренность

П: Олег, скажите, как, с учетом ваших ресурсных состояний и конструктивных жизненных установок, теперь относитесь к этим «товарищам» (карта 5)?
К: Ну (вздыхая), они все еще со мной…. Но стали как-то добрее, что ли… Во всяком случае, не выглядят так катастрофично…
Вот эта карта (показывает на карту-ресурс 3) о том, что я после себя оставляю… В принципе, если что-то и разрушается, то возникает пространство для создания чего-то другого… У меня поменялось отношение к этой парочке. Они перестали быть опасными. Такое ощущение, что они утомлены, хотя и довольны каким-то результатом…
П: И как вы относитесь к созданию этого «другого»?
К: Появился интерес. Есть у меня на примете финансовые акулы. Я всячески избегал таких проектов, а сейчас понял, что хватался за прошлые неудачи как за спасательный круг. И потом, я надеюсь встретить искренность. (улыбается)

      В качестве домашнего задания клиенту было предложено проанализировать: какой жизненный опыт дает ему «эта парочка», какой жизненной силой и новым жизненным смыслом они его наполняют.

Поделиться с друзьями
PsyCards.ru