Пройти по жердочке
Работа с подростком. Коррекция суицидальных намерений.
(из книги «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками»)
Пятнадцатилетняя Лиза находилась в депрессивном состоянии, причиной которого стало расставание с семнадцатилетним Никитой, в которого впервые в жизни она была пылко влюблена.
Причиной разрыва стало увлечение Никиты другой девушкой. После того как он выложил в соц.сети интимные снимки Лизы, девушка наглоталась снотворного. Родители уговорили Лизу обратиться за помощью к психологу.
На одной из наших встреч Лиза я предложила Лизе взять 9 карт, выбрать из них одну – в наибольшей степени связанную с ее состоянием, и создать вокруг нее Мандалу. Для работы были использованы карты наборов «Cope» и «1001»
В качестве центральной (провокативной) Лиза выбрала карту, представленную на рисунке:
После того как она закончила раскладку карт, я попросила ее рассказать о том, что именно он для нее значит, что символизирует.
Для удобства описания была сделана нумерация карт, которой будем пользоваться в дальнейшем.
Расположение карт «Мандалы» вокруг провокативной карты:
Я. Психолог (П): Лиза, расскажи, пожалуйста, как ты понимаешь этот расклад. С чего хочется начать?
Л: сверху – это то, что сейчас со мной происходит… Все эти фото, которые он выложил… на которые все пялились, лайкали и комментировали… У меня такое чувство, что меня препарируют… как будто этот стол – хирургический (карта 1)… там лежат тоненькие скальпели, которыми меня разделывают…
П: а вторая?
Л: (со слезами на глазах)… а это уже результат. Меня нет… остались одни обломки… не живые глиняные куски… Я смотрю на это как кадры из фильма… А карты внизу передают то, что чувствую в теле… Вот эта карта (7) – это маленький кусочек жизни во мне… он идет по тонкой проволочке – еле-еле держится. Там у него сзади кто-то сидит.. Наверное, это его мама, но она ему не поможет…
П: не поможет по какой причине?
Л: потому что это — его жизнь. Она же не может водить его за ручку постоянно. Мама есть, но от всех бед никто никого спасти не сможет…
П: что ты чувствуешь, глядя на эту карту?
Л: какой-то детский страх… даже в внутри защекотало… И волнение за этого мальчика. Хочется, чтобы он удержался на этой доске…
П: а правая нижняя карта? Что ты там чувствуешь?
Л: разбитость… усталость… Вроде этот тот же мальчик… Он набегался и вернулся. А может, его нашли на улице измученного и принесли домой. Над ним стоит какая-то бабка… Она решает – выживет он или нет…
П: и как?
Л: не знаю… мне кажется – уже все бесполезно…
П: что можешь сказать о других картах?
Л: Карты слева – это карты про время. Вот эта карта (карта 3) – про то время, когда мы были вместе с Никитой… Здесь как бы у нас все хорошо… но у него нет лица (плачет)… Я еще чувствую его руки, но не вижу его… И не хочу видеть и жду одновременно…(снова плачет).
А вторая карта (карта 4) показывает, что время ушло…. Просто кончилось время тепла, а пришло время боли (плачет)…
Предлагаю Лизе выбрать ресурсную карту, которая поможет справиться с переживаниями. Она выбирает карту из набора «Источник»
Ресурсная карта, выбранная девушкой в ходе психотерапии:
П: ты можешь разместить эту карту перед собой и обращаться к ней, когда тебе потребуется ее поддержка.
Л: Да, когда смотрю на нее, становлюсь чуточку счастливее…
П: Можешь рассказать об остальных картах?
Л: (вздыхает) Да. Эти карты – они про сейчас… Бессмысленность замкнутый круг… или ромб (карта 6), какая разница… А здесь (карта 5) закрытые наглухо банки… Как будто мое время замкнулось, закупорилось… И в принципе, кому какое дело – что там, в этих банках. Все наглухо закрыто.
П: Скажи, пожалуйста. А ты есть на этих картах справа?
Л: Ну, да. Я вон там в центре этого лабиринта. Искать выход нет никаких сил… А может и не надо… он треснул сам собой.
П: Треснул и что?
Л: Появилась какая-то щель. Будто выход поперек правил (после паузы) как-то все про меня…
П: Скажи пожалуйста, может тебе хочется как то изменить этот расклад? Что-то поменять?
Л: Не знаю… может быть.
П: Давай посмотрим на карты. С чего можно было бы начать?
Л: То что сверху – уже не изменить…и слева тоже…Может попробовать с нижней карты.
П: Давай попробуем. О какой карте ты говоришь?
Л: о той, где вымученный мальчик (слегка улыбается).
П: посмотри на вот эти карты, на какую тебе бы хотелось поменять ее (карту 8).
Л: можно на эту? Девушка указывает на ресурсную карту.
П: Попробуй, как это будет?
Л: я хочу заменить ее, можно?
П: делай так как чувствуешь. Если хочется – заменяй.
Девушка убирает карту 8 и кладет на ее место ресурсную карту.
П: Что изменилось?
Л: Ребенок на левой нижней карте как то повеселел… И мама смотрит на него более спокойно.
П: А новая карта, она о чем?
Л: На ней – тоже счастливый ребенок. Девочка. Она очень много плакала, но теперь уже не плачет…
П: не плачет, а что…?
Л: Смотрит на звезды… И рядом – ее любимая игрушка.
П: Лиза, а как это о тебе?
Л: (вздыхает) наверное, я и есть этот ребенок… эта девочка. Походила по жердочке… наплакалась… (снова вздыхает)
П: и как себя сейчас чувствуешь?
Л: уже спокойнее…
П: может, хочешь поменять еще какие-то карты?
Л: Хочу сделать вот так (карту 4 кладет сверху на карту 3).
П: что изменилось?
Л: Та карта – про нас с Никитой, она отодвинулась. Она есть, но ТОГО уже нет…
П: что теперь чувствуешь? Как изменилось отношение к ситуации?
Л: ощущение, что прошло намного больше времени, чем на самом деле… А еще хочу перевернуть вот так (переворачивает карту 4 на 180 градусов). Так – ощущение, что начинается новый отсчет времени…
П: и как тебе это?
Л: легче. И времени стало больше…
П: что-то еще будем менять?
Л: Да. Я еще раз посмотрела на эту щель в лабиринте (карта 6)… Если она как-то продолжится и дотянется до этих закупоренных банок… тогда туда проникнет воздух. Можно будет дышать…
П: посмотри, может, найдешь карту для замены?
Л: Вот эта! Это – дыхательный аппарат (вздыхает). Даже если находишься в закупоренной банке – можешь хотя бы дышать… Так легче.
Карта, выбранная для замены карты 5:
П: Лиза, давай еще посмотрим, что получилось. Вот на эти две верхние карты. Как ты сказала — это «то что с тобой происходит». Может что-то изменилось после сделанных замен?
Л: Да. Хочу их вообще убрать. Ничего не хочу на их место!
П: знаешь, мир не терпит пустоты. Посмотри на другие карты. Ведь с тобой и сейчас что-то происходит…
Л: (задумавшись долго перебирает одну карту за другой). Может вот эти две.
Девушка раскладывает выбранные карты взамен карт 1 и 2.
П: Расскажи о них.
Л: Первая карта – это как в старой песне про то, что я себя слепила из того что было. Меня препарировали на столе у хирурга, ну да. Вот такие вот запчасти. Но. В принципе, если собрать…. (задумывается)
П: что сейчас чувствуешь?
Л: стало безразлично. Это – как частички лего. Можно собрать что угодно…
П: А вторая карта?
Л: Смотрите, раньше там была глиняная разбитая статуя. А теперь пластилин, и из него вылепливается человек. Или его кто-то лепит. Но человек подвижный… живой…
П: А что чувствуешь глядя на него?
Л: что немножко оживаю (вздыхает)
П: Вот этот твой вздох – он какой?
Л: Легче становится… Облегчения.
П: Лиза, и давай еще раз посмотрим на то, что получилось. Ты заменила карты, стала по-другому себя чувствовать — легче, более живой… Может теперь и центральная карта станет другой? Что скажешь?
Л: наверное, да… я, наверное, выберу вот эту.
Карта – замена провокативной карты:
Новый расклад карт к примеру работы с техникой «Мандала»:
П: Как относишься к получившемуся раскладу
Л: Ну, как… легче.
П: Что хочется сделать?
Л: Сказать маме спасибо… и папе… что верят в меня.
П: Я думаю, это следует сделать. Может быть еще что-то?
Л: Да, рассказать им про этого ребенка, который гуляет по жердочке. Что ему очень хочется оглянуться, посмотреть на родителей и на звезды.
П: Давай договоримся – к нашей следующей встрече ты придумаешь историю о бабочке, которая решила немного полетать.
Л: Хорошо, я обязательно придумаю.