"Я - Крокодил и друг мой - Крокодил"

Формирование мотивации, коррекция подросткового негативизма
(из книги «Работа психолога с личностью, пережившей психотравму«)

      Кто из психологов, работающих с подростками, не сталкивался с ситуациями, когда у юных клиентов не только нет мотивации к сотрудничеству, а, наоборот, проявляется негативизм или саботаж во взаимодействии. Об одном из таких случаев их хочу вам рассказать.
      Пятнадцатилетнего Игоря, учащегося колледжа привела ко мне его мама – усталая женщина средних лет. Естественно, запрос исходил от нее и звучал примерно так: помогите, не знаю, что с ним делать, как справляться – сыну грозит исключение из колледжа.
      Со слов мамы, ситуация близка к катастрофической: сын перестал интересоваться учебой, грубит преподавателям, стал хамить ей и мужу, пропадать вечерами вне дома, слушать «дебильную» музыку. Особенно раздражала женщину именно привычка сына – напевать слова из песенки одного очень популярного в тот год рэпера: «я крокодил, крокожу и буду крокодить».
      Сам Игорь на первой встрече вел себя невозмутимо, с пренебрежительной улыбкой разглядывая мой кабинет и меня. А когда мама вспомнила про «крокодила» — откровенно ухмыльнулся. На все мои вопросы отвечал нехотя, односложно, иногда просто подергиванием плеча.
      Словом, все прелести кризиса подросткового возраста были налицо. И никакого желания подростка даже обсуждать эту ситуацию со мной.
      Когда мы работаем со взрослым, то понимаем что раз человек пришел – значит мотивирован, заинтересован в изменениях (ну, хотя бы заявляет об этом), а работая с ребенком или подростком, нам приходится даже не «раздваиваться», а «расстраиваться».

      Мы ориентируемся:
      1) на запрос родителя (привел, запрос озвучил, работу оплатил),
      2) на интересы подростка (попробуй замотивируй, без учета его интересов; и потом – не все родители адекватны в своих запросах);
      3) на особенности и ограничения, обусловленные возрастом ребенка (вряд ли  полезно требовать от ребенка того, что предшествует возрастным нормам его психического развития).

      И, «вишенка на торте»: иногда мы понимаем, что без семейного консультирования не обойтись.
      Но все это – теория, а на практике Игорь сидел передо мной, и в полголоса напевал, отбивая ногой в такт: я крокодил, крокожу и буду крокодить…
      На все мои вопросы он отвечал нехотя, односложно, иногда просто подергиванием плеча. И всем своим видом демонстрировал: вам надо – вы и работайте, а мне и так хорошо…

      Ориентируясь на «крокодилью» тему, я достала ассоциативные карты NONIMALS, нашла нужную и выложила ее перед мамой и мальчиком:
Посмотрите, какой позитивный и самодостаточный! По-моему, как раз из твоей песенки.
      Реакция мамы была однозначной:
— Игорь! Ты как раз так и выглядишь, когда повторяешь эту ерунду!
Подросток перестал напевать и краем глаза взглянул на карту.
— Неее.., я не такой… Это Крокозябр какой-то…

Крокозябр (Крок)

      Маленькая провокация удалась – интерес к взаимодействию появился.
      Поэтому маме было предложено «посидеть» в коридоре, и мы с Игорем продолжили разговор вдвоем.
      Далее приведу несколько отрывков из наших бесед.

      Я. Психолог (П): расскажи, каким тебе видится этот Крокозябр?
Игорь (И): взгляд у него какой-то дебильный… выставился на всеобщее обозрение как боксерская груша…
      Я – точно не такой!

      Разложив перед Игорем все карты NONIMALS, предлагаю выбрать образ, в наибольшей степени соответствующий его настроению и представлению о себе.
      В глазах подростка снова появился интерес и через некоторое время он выбрал такую карту:

Крободос (Кроб)

      Обратите внимание, насколько «зеркальны» и, одновременно, похожи эти два образа.
      Наш диалог продолжился.

      И: (задумавшись) Ну, зубы у него – точно крокодильи… Это – крокодил в боевых доспехах…. Пусть будет Крободос. Для краткости – Кроб. А Крокозябр – Крок.
      П: расскажи, Кроб – он какой?
      И: этот – умный. Он – одиночка, зря не подставится.
      П: а недостатки и слабости у него какие?
      И: он медленный и неповоротливый… Доспехи тяжелые, в них особо не разбежишься.
      П: а что для него главное в жизни? что самое ценное?
      И: (после долгой паузы) ну, не знаю…

       Предлагаю Игорю рассмотреть оставшиеся карты и выбрать еще несколько таких образов, которые стали бы его друзьями, кому он смог бы довериться.
      Подросток выбрал и представил такие три карты:

Драк

Скрыш

Остроглаз

После того как эти образы получили имена и утвердились в качестве друзей и помощников, мы перешли к обсуждению их качеств.
      И: Драк – сильный и хитрый, может за себя постоять.
      П: и когда это может ему пригодиться?
      И: когда нужно зубы показать… суметь отстоять свои права.
      И: Скрыш – скрытный и хитрый. На вид – медленный, но если надо – убежать всегда успеет?
      П: где эти качества ему будут полезны?
      И: когда нужно затаиться, замаскироваться, сделать вид что он не причем.
      И: Остроглаз – задумчивый и внимательный, умеет анализировать и делать выводы.
      П: а сам ты этими качествами обладаешь?
      И: постоять за себя могу. А в остальном – не знаю…

      Вот так эти несуществующие животные помогли созданию пространства сотрудничества.
      Давайте проанализируем, что получилось. Крок вызвал резкое отторжение – какому же подростку понравится «выставляться дебилом на всеобщее обозрение». Т.е. сама возможность «выставиться» воспринимается как негатив. Особенно неприятно, что таким его воспринимает мама – до недавнего времени родной и близкий ему человек.
      Другое дело – Кроб. Этому выставляться не страшно, у него броня, которая защитит от любых нападок. Понятно, что в данный момент для Игоря актуальна демонстрация защитной позиции.
      Факт того, что он наделил образы «друзей» таким набором личностных качеств, говорит о наличии этих качеств у него самого. Но не все из них подростком осознаются, а что мы не осознаем, тем не можем управлять и использовать.
      Пока я мысленно все это анализировала, Игорь начал перекладывать карты и после некоторых манипуляций разложил их таким образом:

      П: как интересно получается! а что значит такое расположение?
      И: ну, что они конфликтуют…
      П: кто с кем?
      И: мы с парнями наезжаем на Крока.
      П: а он?
      И: а он делает вид, что не понимает…
      П: а что именно он должен понять?
      И: что он – наивный тупарь…

       Итак, «Диалог антагонистов» (техника коррекции негативизма из моей книги «Ассоциативные карты в работе с детьми и подростками») разгорелся не на шутку.
      На одном из этапов работы с этой техникой подростку предлагается представить какую-либо реальную или вымышленную территорию, где оба персонажа могли бы встретиться. Но на такое предложение Игорь ответил отказом, обосновав его тем, что вместе им «нечего делать».

      Тогда я решила продолжить работу с фрагмента другой техники и предложила Игорю такую инструкцию:
      П: Представь – так получилось, что Крок и Кроб отправились в космическое путешествие к неизведанным мирам…
Их корабль летит сквозь время и пространство, а они готовятся к новым впечатлениям и открытиям….
Но внезапно, приборы корабля подают сигнал об опасности. Космолет терпит бедствие. Необходима срочная посадка и ремонт. Единственный выход – посадить корабль на первой же планете, условно пригодной для жизни.
…Посадка была «жесткой», почти все запасы воздуха и воды уничтожены.
Нет другого выбора, кроме как просить помощи у местных жителей. Крок и Кроб открывают люк космолета, и неожиданно видят перед собой странных существ, для которых эта планета – их родной дом…
Существа очень напуганы (хотя, внешне и могут выглядеть по-другому). Ведь перед ними пришельцы – опасные чужаки, неожиданно свалившиеся на голову….

      В этот момент я выложила перед Игорем шесть карт (изображениями вниз), предложила открыть и рассмотреть их.

      П: подумай, как Крок и Кроб смогут расположить к себе жителей этой планеты? Как смогут попросить помощи, зная о страхе и недоверии по отношению к себе?
      Подросток достаточно быстро выстроил комбинацию таким образом:

      И: (улыбаясь) Крок и Кроб против Пришельцев! Ой, наоборот, это же они – Пришельцы…
      П: на что это похоже из реальной жизни?
      И: это – как оказаться вдвоем с другом в чужом районе…
      П: так как же им выжить да еще и помощь получить?
      И: тут, как в жизни: встретишь чужаков – становись спина к спине. Бери на себя тех, кто тебе по силам…
      П: И кто тут кому по силам?
      И: Кроб возьмет на себя тех, кто слева. Мне кажется, они понимают язык силы. Уважают сильного. Кроб может предложить им свою помощь – ведь его доспехи выглядят круче и надежнее, чем весь их камуфляж.
      П: а какая помощь Краба может понадобиться инопланетянам?
      И: например, открыто смотреть на какую-нибудь опасность, или просто открыто смотреть на ситуацию. Ведь у них у всех глаза прикрыты, а Кроб, наоборот, смотрит на них открыто.
      П: А что Крок?
      И: (вздыхает) Кроку придется иметь дело с эмоциями… Наверное, придется кого-то развеселить, с кем-то вместе повздыхать, кого-то успокоить… (показывает на карты-образы, размещенные справа).
      П: и как? он справится?
      И: этот – точно справится. Он же – душа нараспашку…
      П: посмотри еще раз на Крока и Кроба. Как теперь к ним относишься?
      И: они – как напарники. Теперь мне даже кажется, что краем глаза они наблюдают друг за другом…
      П: можешь сказать что-то новое об их личностных качествах?
      И: ну, они как-то легче стали относиться друг к другу.

      Обращаю внимание подростка на карты-образы «друзей» Кроба.
      П: теперь как-то меняется их отношение к Кроку?
      И: (после раздумий) Остроглаз присмотрится к нему повнимательнее: ты парень, не так прост, как я думал… Драк просто улыбнется, потому что Драк тоже умеет открыто радоваться интересным делам… А Скрыш научит Крока паре своих приемчиков – в каких ситуациях как себя вести.

      В оставшееся время мы успели обсудить, что черты характера и стратегии поведения, которыми он наделил героев этой истории, присущи и ему самому. Он обещал подумать и (к удивлению мамы) легко согласился на следующую встречу.

      Буду рада, если эта история поможет вам в работе.
      С уважением, Наталия Буравцова

Поделиться с друзьями
PsyCards.ru